• ООО «АВЕРС-ИНВЕСТ»
  • 8 (843) 216-16-14
  • г. Казань, ул. Петербургская, д. 42
Связаться с нами

День космонавтики

07.04.2022

День космонавтики

Первый спутник Земли. Первый спутник Солнца. Первый Космонавт.

12 апреля в России отмечается День космонавтики в ознаменование первого в мире пилотируемого космического полета, совершенного Юрием Гагариным в 1961 году. Прошло всего три с половиной года с начала космической эры – запуска первого спутника Земли 4 октября 1957 года…

Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).

Параметры орбиты первого спутника после выведения: наклонение орбиты к плоскости экватора — 65,1 град; высота апогея (максимальная высота) — 947 км, высота перигея (минимальная высота) — 228 км, период обращения 96 минут 10,2 секунды.

Вначале первый спутник и его ракета-носитель (последняя ступень) двигались почти по одинаковым орбитам, но ракета гораздо сильнее тормозилась атмосферой, и вскоре их траектории заметно разошлись. С земли все видели в виде яркой точки не сам спутник, конечно, а намного бóльшие освещенные поверхности его носителя.

Сам спутник изначально совершал полный оборот вокруг Земли за 96,2 минуты, средняя высота орбиты составляла 586 км. За сутки (15 витков) его период обращения уменьшался примерно на 1,8 с. В конце октября средняя высота орбиты снизилась уже до 530 км. Полагают, что первый спутник прожил 92 дня, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 января 1958 г.

Первый искусственный спутник Солнца.

2 января 1959 осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне Автоматическую Межпланетную Станцию (АМС) «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Станция также имела названия «Луна-1Д» и «Мечта». 4 января «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту.

Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта «Луны-1», можно отметить следующие:

— При помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли. При помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра.

— Было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.

Несмотря на то, что станция в Луну «не попала», АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма продуктивный с научной точки зрения.

За первыми спутниками Земли велись тщательные и многочисленные наблюдения. В 1957 году в Казани и АОЭ были организованы станции наблюдения ИСЗ под руководством доцентов Ю.В. Евдокимова (Казань) и М.И. Лаврова (АОЭ). К наблюдениям широко привлекались, кроме сотрудников, студенты младших курсов – это была хорошая школа для астронома-наблюдателя.

Наблюдательная станция в АОЭ была оснащена подзорными трубами-монокулярами на штативах и трубкой зенитной командирской (ТЗК), переданной из армии. Параллельно с визуальными наблюдениями проводились и фотографические с помощью специальной камеры. После наблюдений данные срочно обрабатывались, и срочно посылались в Москву, в центр наблюдения ИСЗ. Для этой цели в обсерватории был даже проведен городской телефон.

Через несколько лет наблюдения спутников приобрели более закрытый характер. Астросовет АН СССР создавал специальные станции, оснащенные современным оборудованием в разных областях Земли.

Наблюдения позволяли отслеживать все изменения в орбитах ИСЗ, находить причины этих изменений и вносить коррективы при запусках новых спутников. Одновременно совершенствовалась космическая техника. И вот – наступило время для полета человека в космос.

Первый Космонавт.

О Первом космонавте планеты написано море книг, статей, воспоминаний. Ничего нового добавить, казалось бы, нельзя. Но вышедшая недавно книга-биография Алексея Леонова «Время первых» является, видимо, исключением. Из его воспоминаний мы узнаем нечто новое о Юрии Гагарине и его товарищах из первого отряда космонавтов, видим их жизнь как бы изнутри.

Вот как рассказывает об этом Алексей Леонов – свидетель-очевидец и непосредственный участник тех событий:

«Когда было принято решение о создании первого отряда космонавтов, надо было набрать летный состав летчиков-истребителей не старше тридцати лет, с высшим образованием, летающих во всех условиях, на последних самолетах.

С высшим образованием было тяжеловато, потому что еще мы не успели к тому времени закончить академии, но у всех было среднее образование, а Беляев и Комаров – те заканчивали Академию, но они были старше нас на десять лет.

Нас разместили в госпитале в Сокольниках, и я оказался в одной палате с Юрием Гагариным.

Было нас тогда в госпитале 42 человека. А уже были пересмотрены три тысячи человек. Значит, была команда по округам. Обследования проходили в окружных госпиталях, и только те, кто прошел там, уже приглашались в Москву. А в Москве из 42 человек осталось восемь. Потом ещё двенадцать набрали. В результате, в отряд по состоянию на 1960 год, помимо меня, были зачислены: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов, Владимир Комаров, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов и Георгий Шонин.

Расписание у нас было такое. Подъем рано. Замер температуры. Сдача крови на анализ. Кровь, моча на анализ ежедневно шли. Потому что давали нагрузку, и по крови смотрели реакцию на нагрузку. Были виды обследований, которых мы вообще никогда не видели – барокамера, центрифуга, качели Хилова для тренировки вестибулярного аппарата…

В общем, гоняли нас там до седьмого пота, и на этом фоне постоянно снимались температура, кардиограмма, энцефалограмма…

Итак, 20 человек… а корабль один, тренажер один. Все двадцать человек готовиться не могут. И тогда совершенно гениально Сергей Павлович Королев разделил: в первую группу вошли те, кто ниже 170 сантиметров, а остальных на второй план задвинули. У меня было 174 сантиметра, я из этой игры выскочил, но инструктором на корабле «Восток» вместе с Пашей Беляевым и Володей Комаровым остался – это очень помогло в подготовке.

Первые шестеро стали летать на «Востоке», а мы с Пашей Беляевым, Володей Комаровым и Валей Варламовым стали инструкторами. Мы не летали, но были подготовленные. Знание техники было высокое.

Зато на следующем корабле «Восход» системы были те же самые, только обеспечение и системы жизнедеятельности совсем другие, другая кабина, под рост 174 сантиметра. Это было уже в 1962 году…

Возвращаясь к Юрию Гагарину, скажу, что в 1961 году моя жена ждала первенца, а у нас всё подготовка шла. И это всё держалось в тайне. А в апреле состоялся первый Гагаринский полет. Мы предполагали, что это где-то в середине апреля будет. И каждый из нас готовился к поездке на какую-то станцию. Центра управления полетами (ЦУПа) тогда не было. И 28 марта мы разъехались по разным станциям слежения. Я оказался на Камчатке, в Елизово.

И вот 12 апреля 1961 года. Первый раз человек летит в космос. Что будет? Как будет? Никто не знал, хотя в технику мы верили просто железно. Вначале появилось телевизионное изображение, и пока смутно было, я не мог точно сказать, кто это – Титов или Гагарин. И только после того, как Гагарин назвал уже оттуда меня по имени (привет Блондину), мы перебросились словами, и он заулыбался, стало ясно, что это Гагарин.

Вёл я с ним связь около семи минут, может быть, поменьше. Он запрашивал, какая у него «дорожка», какие параметры. Мы тут же ему сообщили, что всё хорошо, ждем встречи…

Это была обычная радиостанция. Мы потом с радиостанциями управлялись и с Николаевым, и с Поповичем… Я, когда летали Николаев и Попович, находился в Екатеринбурге. А вот когда в 1970 году был длительный полет Николаева и Севастьянова, уже центр управления был в Евпатории. ЦУП же начал работать в 1975 году.

Когда Гагарин готовился к полету, мы с ним постоянно пересекались. Мы не были изолированы друг от друга, каждый раз по субботам (тогда по субботам работали) собирались на совещания. Их проводил Гагарин. Он был первым командиром отряда до полета. И это не Королёв назначил его на эту должность, это военные назначили, Каманин Николай Петрович по согласованию с Главкомом ВВС.

Рассматривая с разных сторон личность Гагарина, могу сказать – он очень мало прожил, но попал в отряд по удивительным показателям. Всё складывалось так, что он просто обязан быть там. Хотя, по идее, откуда? Деревня Клушино. Господи… Сразу пошел в третий класс… И, зная его документы, уверяю – у него кроме оценки «отлично» никогда ничего не было. И потом, как взрослый человек, решает? Семье надо помогать! И он после шестого класса пошел в Люберецкое ремесленное училище. Ну, а семья у него – младший брат ещё был, отцу много лет, матери тоже… Училище он окончил с отличием. После училища пошел в индустриальный техникум, продолжал себя формировать как мастер литейного производства. И там учился отлично. И летать начал. Он был спортсменом – при росте 165 сантиметров он был капитаном баскетбольной команды. Очень прыгучий! В волейбол играл в нападении. Это только себе представить! Его мама, Анна Тимофеевна, мудрая русская женщина… Она ему дала понятие нравственности. Он был очень крепким как физически, так и внутри. Как пружина…»…

Через месяц после полета Юрия отправили в первую зарубежную поездку с так называемой «Миссией мира». Он посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран. Во время визита в ГДР мальчишка подбежал к космонавту и подарил ему белого голубя, которого Юрий с благодарностью прижал к груди. Снимок впоследствии стал легендарным (рис. 1).

После полета он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. В 1964-1968 гг. был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

В 1966 году в июне Гагарин приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился страшной гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы.

Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов, и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей.

Первый космонавт планеты трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В.С. Серегина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.

Отчет о трагедии составил 29 томов и был засекречен.

Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки летчиков, самолет столкнулся с землёй и экипаж погиб.

В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

В 2013 году стало известно, что в зоне тренировочных полётов космонавтов, в 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серегина, несанкционированно оказался самолёт Су-15, истребитель, шедший на скорости сверхзвука, возмущенным потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели.

Тела Гагарина и Серёгина были кремированы. На Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, урны с прахом были захоронены в Кремлёвской стене с воинскими почестями.

На родине первого космонавта открыт мемориальный Дом-музей. Его имя носят: академия, в которой он учился; Центр подготовки космонавтов; научно-исследовательское судно Академии наук России; учебные заведения, улицы и площади многих городов мира; малая планета и один из крупнейших (диаметр 250 км) кратеров на обратной стороне Луны, расположенный между кратером «Циолковский» и морем Мечты.

рис.1
рис.2

To Top