• ООО «АВЕРС-ИНВЕСТ»
  • 8 (843) 216-16-14
  • г. Казань, ул. Петербургская, д. 42
Связаться с нами

Безопасность на орбите

25.01.2022

Безопасность на орбите

К недавнему «событию» на орбите

Недавний «переполох» на орбите, вызванный космическим мусором (обломками старого спутника), угрожающим МКС «Альфа», вызвал в памяти другое событие из той же области – безопасность на орбите. Дело в том, что на орбите опасность для космонавтов представляют не только «отжившие» спутники и их разнокалиберные обломки, но и мельчайшие пылинки в малые доли миллиметра размером — те, что мы наблюдаем с земли как «падающие звезды» — метеорные потоки. Но если за крупногабаритными обломками ведут постоянные наблюдения специальные службы, своевременно предупреждая космонавтов о вероятной опасности, то за отдельными космическими пылинками наблюдения невозможны. Известно лишь, что несколько раз в год плотность этой пыли резко возрастает, когда Земля пересекает орбиту развалившейся, или разваливающейся, кометы. Тогда мы видим с земли красивый звездный дождь, а космонавты на орбите «прячутся по укромным уголкам» либо досрочно покидают станцию.

Метеорные потоки, как и другие «небесные» явления, изучают астрономы. Поэтому именно к астрономам обращаются руководители космической отрасли за помощью. Об одном таком случае оказания «скорой помощи» космонавтам казанскими астрономами рассказал Белькович Олег Игоревич – профессор КФУ, директор АОЭ в 1976-1991гг, начальник метеорного отдела.

Вот его рассказ.

Из воспоминаний О.И. Бельковича

 («История астрономии в Казани», 2010г)

В середине июля 1999 года около 3 часов ночи меня разбудил телефонный звонок: «Извините, с вами говорят из ЦУПа, я Почукаев Владимир Николаевич, у меня к вам срочное дело. В связи с приближением кометы Свифта-Туттля ожидается значительное увеличение активности метеорного потока Персеид. Американцы поэтому задержали очередной запуск шаттла. У нас сейчас на орбите на станции «Мир» два космонавта. Нам нужно принять решение: срочно эвакуировать их на Землю или оставить на станции, если угроза пробоя оболочки станции мала».

Я попросил сутки для подготовки ответа. Основные сотрудники отдела вместе со мной эти сутки не спали и производили расчеты.

И вот, наконец, наш ответ.

«Телекс 2740025

Центр Управления Полетами. Почукаеву В.Н.

Уважаемый Владимир Николаевич,

по нашим оценкам в случае возможного увеличения активности ежегодного потока Персеид в 100 раз по отношению к данным ГОСТ 25645.128-85 «Вещество метеорное. Модель пространственного распределения», вероятность поражения объекта сечением 100 кв. метров метеорными телами с массами более 0.001, 0.0001 и 0.00001 г составляет соответственно 0.001, 0.004 и 0.017. Наиболее вероятное время максимума 8 часов Москвы 12 августа. Плотность метеорных частиц порядка 0.3 г/куб.см».

Д. ф.-м. н. О.И. Белькович.

Космонавтов оставили на орбите. Надо ли говорить, чтó я пережил за время действия потока Персеид? Но всё обошлось. Космонавты живы! Через несколько месяцев я позвонил В.Н. Почукаеву и спросил, как это всё происходило на станции «Мир». «А я сейчас передам трубку космонавту …(извините, забыл его имя), он всё и расскажет вам». И космонавт рассказал мне, как он со своим коллегой израсходовал все запасы кинопленки, снимая в период максимума потока вспышки на панелях солнечных батарей станции «Мир», как следствие ударов метеорных частиц: «Это было как бенгальские огни! Одно жалко – придется менять две панели солнечных батарей».

До сих пор вышеназванный ГОСТ, разработанный сотрудниками АОЭ, является лучшим по сравнению с американским, разработанным НАСА, и европейским (ЕСА). Есть и другой ГОСТ – «Вещество метеорное. Термины и определения», соавторами которого являются сотрудники метеорного отдела АОЭ. Оба эти ГОСТа являются обязательными документами при проектировании КА.

To Top