• ООО «АВЕРС-ИНВЕСТ»
  • 8 (843) 216-16-14
  • г. Казань, ул. Петербургская, д. 42
Связаться с нами

Дети в Интернете

19.12.2024

Дети в Интернете

Обучение, воспитание, безопасность. Книготерапия. Интернет тел – это…

«За нечтение книг нация расплачивается своей историей», И. Бродский

Страшилки по поводу Интернета заставляют вспомнить прежние времена, когда церковники уверяли, что мирянам нельзя предлагать Библию, переведённую на национальный язык, ибо последний «ошибочен»; другие представители элиты твердили, что печатный станок приведет к моральному падению. В 20-м веке появился новый «печатный станок», новый инструмент – Интернет, который выполняет историческую роль газет (всех СМИ) – широкое распространение информации и, сверх того, этот инструмент обеспечил всех граждан нашей планеты двусторонней связью – общаться могут все со всеми и каждый с каждым в режиме онлайн. – Дело новое, невиданное. Такого инструмента раньше не было. Разумеется, молодые первыми освоили этот инструмент. И сейчас внуки «ходят по интернету» увереннее, чем их бабушки-дедушки и даже чем их родители. И надо признать, что новый инструмент Интернет – очень нужный, полезный инструмент. Но он не отменяет ни «старый инструмент» бумажную книгу, ни «старую» систему образования: от учителя к ученику. Сегодня же ученик может заявить учителю, что он (учитель) ему больше не нужен, потому что сведения, которые предоставляет ему интернет, куда обширнее и порой глубже того, чем располагает учитель. При этом ученик забывает (не знает) об одной важной вещи: интернет расскажет ему почти всё, кроме одного – как искать, отфильтровывать, отбирать, принимать или отбрасывать эти сведения. Сегодняшние школьники и студенты порой не открывают учебники и энциклопедии, а черпают сведения прямо из интернета. Происходит это так часто, что итальянский ученый Умберто Эко призвал ввести в школах новый предмет – Методику отбора сведений в интернете: «Я считаю, что существует весьма действенный способ использовать недостатки интернета в педагогике. Дайте в качестве упражнения в классе, на дом или курсовой следующее задание: «Найти на тему N выложенные в интернете недостоверные сведения, и объяснить, почему они недостоверны». Подобное задание требует критического взгляда и умения сопоставлять источники – так студенты-учащиеся потренируются в искусстве отбора». Разумеется, наличие интернета предъявляет новые и более высокие требования и к учителю (и к родителям). Вот что говорит заслуженный учитель России Ямбург в своем интервью: Вопрос: «У вас нет ощущения, что у старшеклассников напрочь исчезло скептическое мышление? Они всему доверяют, что бы ни услышали и ни увидели. Им всё до лампочки, перпендикулярно, как они говорят». Ответ: «У них критического мышления больше, чем у нас с вами! Они гораздо более скептичны, потому что есть интернет и всё можно перепроверить. Сейчас я, учитель, должен с ним (интернетом) конкурировать. И это здорово, мне нравится, держит в тонусе! Ты не надуваешь щёки и иногда можешь сказать: у меня нет пока на это ответа, давайте вместе поищем». – Ямбург «хвалит» учеников: «…есть у них критическое мышление и скептицизм…», но из его речи видно, что детский скептицизм направлен не против «анонимного и не проверенного» источника информации — интернета, а против живого учителя, которого они хорошо знают и с которым могут спорить и не соглашаться. А информацию из интернета принимают на веру без всякой критики. Методика Умберто Эко должна помочь исправить эту ситуацию…

«Туман информации может вытеснить знания», Дэниел Бурстин. Во второй половине 20 века появился термин «информационный взрыв», под которым подразумевается переизбыток информации. Между тем в мире явно ощущается острая её нехватка. Нерешенных проблем накоплено гораздо больше, чем рецептов их решения. И для человека деятельность в условиях недостаточной инфрмации является нормальной ситуацией. Сколь ни распространяли бы мы круг наших сведений, потребность в информации будет развиваться, обгоняя темп научного прогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будет не уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь более эффективной, — не облегчаться, а затрудняться. Следовательно, информация должна быть доступна каждому. Каждому должен быть доступен и новый инструмент получения информации – Интернет. «Доступ в Интернет надо причислить к Правам Человека наряду с доступом к электричеству и питьевой воде», — так считает исследователь Билл Най (11). И нет такого вопроса: допускать или не допускать детей к новому инструменту — Интернету. Есть вопрос защиты их здоровья при работе с этим новым инструментом, и обучение работе с новым источником информации (например, по методике Умберто Эко), — не забывая при этом «старые» источники и инструменты.

Книга бумажная – это больше, чем книга электронная. «Бумажные» книги много веков являются «материальным носителем» всех научных знаний-открытий-достижений. Книги являются тем звеном, что соединяет наше прошлое и настоящее, они аккуратно хранят все накопленные человечеством знания – всё то, что называется сейчас модным словом «информация». Время меняет форму «материальных носителей» знаний-открытий-информации. В современной библиотеке полезные и редкие книги доступны как в оцифрованном, так и в более привычном, бумажном формате. Книги будущего (и уже настоящего) – это реальное и виртуальное (цифровое) пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. Оцифрованные (электронные) книги и справочники, доступные в интернете на «любом» расстоянии – большое благо. Но интернет не может и не должен заменять книги — он прекрасно их дополняет, подталкивает больше читать. И есть ведь ещё такой вопрос, как сохранение знаний на будущее. Сегодня почти все знания последних лет, а также древности, хранятся на серверах и доступны каждому. Но не стоит забывать, что в случае глобального сбоя можно потерять значительную часть сохранённого знания, если не всё. Например, мощная солнечная буря или вредоносное программное обеспечение могут повредить важные серверы, что парализует работу всего интернета. Хранение знаний на серверах может быть удобным, но вопрос о том, насколько надёжно оно сохранит знания человечества в долгосрочной перспективе, остаётся открытым. Тем более, что многие устройства для чтения данных уже сейчас труднодоступны, и это может сделать сохранённые знания бесполезными. В отличие от этого, надписи на глиняных табличках пережили тысячелетия, бумажные книги живут столетия, а при современных материалах и способах хранения — тысячелетия. Поэтому аналоговое хранение информации в виде книг не должно полностью забываться, чтобы сохранить знания человечества на долгие времена. Мы должны сделать так, чтобы у нас были знания, доступные в неопределенном будущем. Необходима прочная, неэлектронная версия информации, которую можно будет восстановить «при случае»… И сегодня книга (бумажная) остаётся главным орудием передачи и распространения достоверных знаний (чтó бы и кáк бы стали изучать в школе, отключись электричество?), а школьные учебники предоставляют первую, незаменимую возможность научить ребят пользоваться книгами.

Другой недостаток Интернета: он предлагает невероятное разнообразие информации, но не снабжает фильтрами для её отбора, в то время как смысл образования состоит не только в передаче информации (ученикам), но и в том, чтобы объяснить критерии выбора. Эту задачу выполняет учитель, а ещё – школьный учебник: пример того, как в океане информации отобрали нужные сведения. Это верно по отношению к самому никудышному учебнику (пусть учитель критикует его за скудость и дополняет, используя иные критерии отбора). Если детей не научить этому, не объяснить, что культура – не накопление, а отбор, мы получим не образование, а психическое расстройство, – так считает Умберто Эко. С ним солидарен другой ученый — Билл Най: «Обилие информации позволило нам всё знать, но, очевидно, мало просто знать. Надо уметь сортировать факты и претворять знание в действие. Информация и её применение – совсем разные вещи. «Не учите людей, чтó надо думать, лучше покажите, кáк надо думать»… Сегодня, в 21-м веке, умение грамотно «фильтровать» данные важно не менее, чем научная грамотность. Это можно назвать более привычным словосочетанием «критическое мышление». Мозг наш устроен так, чтобы подтверждать (уже) укрепившееся представление о причине и следствии. Иначе говоря, от природы мы не приспособлены для критического мышления. А оно жизненно нужно каждому. Ведь в том, чтобы не дать себя обмануть, есть и моральная составляющая. Другими словами, поддаваться лжи и фантазиям непорядочно. Чтобы найти честную информацию, иногда нужно быть честным с самим собой. Помните: если вы позволяете себя обмануть, скорее всего, пострадаете не только вы. С другой стороны, если вы внесете свой вклад в культуру осторожного скептицизма, это будет полезно не только вам. Карл Саган называл список вопросов, которые должен задавать себе обладатель критического мышления, «набором распознавания лапши». Когда сталкиваешься с каким-то заявлением, нужно задать (себе!) три главных вопроса: «Первый: это конкретное заявление? Второй: основано ли оно на самой простой интерпретации явления? Третий: прошло ли оно независимую проверку? Более того, всё это можно объединить в одно слово: «докажите!». Ибо: 1) расплывчатое (неконкретное) заявление либо неверно, либо бесполезно, третьего не дано. 2) простое объяснение того или иного явления скорее окажется верным, чем сложное. Конкретность и простота помогают подойти к вопросу о возможности проверки 3) – ведь без них даже не знаешь, что, собственно, проверять.

О «вредности-безвредности» цифровых книг и видео. Их влияние на функции мозга. Ученые из Университета образования Гонконга изучили влияние цифровой техники на развитие детей. Результаты исследования, опубликованного в журнале Early Education and Development, показывает, что продолжительность экранного времени напрямую связана с изменениями в определенных областях мозга. В ходе метаанализа были рассмотрены данные 33 исследований, охватывающих 23-летний период. В работах приняли участие более 30 тысяч детей в возрасте от шести месяцев (!) до 12 лет. Испытуемых подвергали различным методам нейровизуализации, чтобы определить воздействие времени, проведенного за просмотром телевизора или компьютерными играми, на функции мозга. Анализ выявил, что увеличение экранного времени приводит к изменениям в префронтальной коре головного мозга, которая играет важную роль в исполнительных функциях, в том числе в рабочей памяти, способности планировать или гибко реагировать на ситуации. Кроме того, длительное использование электронных устройств было связано с воздействием на теменную долю, которая отвечает за обработку прикосновений, давления на кожу, ощущение тепла, холода и боли. Также было продемонстрировано влияние на височную долю (регулирующую память, слух и речь) и на затылочную долю (которая помогает интерпретировать визуальную информацию). Причём последствия использования телефонов, планшетов и ноутбуков могли быть как положительными, так и отрицательными. В частности, в некоторых исследованиях были отмечены снижение внимания, самоконтроля, когнитивных навыков и функциональных связей, а также сокращение показателей интеллекта и объёма мозга. Однако в шести работах было показано, что воздействие цифровой техники в детском возрасте улучшает концентрацию, способность к обучению, исполнительные функции и когнитивные навыки. Авторы не призывают к ограничению экранного времени детей, но подчёркивают важность ориентации родителей в цифровом пространстве, чтобы стимулировать детей использовать программы, способствующие положительному развитию мозга. Другие ученые говорят о необходимости определенных «временнЫх» ограничениях. «Недопустимо, чтобы дети сидели со смартфонами по полтора-два часа и становились зависимыми», — считает российский детский психолог Ирина Покусаева. Так она в беседе с 360.ru прокомментировала соответствующее предложение главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова. Министр до этого призвал российских родителей не давать детям играть в планшет и смартфон, поскольку такие игры оказывают влияние на психику ребенка. Психолог одобрила такой подход, подчеркнув, что сегодня родители вообще не контролируют эту сферу, давая смартфоны даже совсем маленьким детям и способствуя тому, чтобы у них формировалась зависимость. Главное, по мнению Покусаевой, понимать, с какими целями ребёнок берет гаджет. Если ему дают смартфон, чтобы посмотреть мультфильм длительностью 5-7 минут, то для детей с трёх лет это вполне нормально. «Если же, как сейчас дети, например, могут полтора-два часа сидеть в гаджетах, то это недопустимо, и это даже в шесть-семь лет перебор», — добавила специалист. В этом направлении следует вести серьёзную работу, объясняя родителям, чем опасно воспитание детей с помощью планшетов и телефонов, считает психолог. Она подчеркнула, что первое, с чем сталкиваются семьи, в которых детям разрешают зависать в гаджетах с малых лет – это развитие синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Кравцов так же считает, что родители должны как можно больше (сами) общаться со своими детьми и уделять им время вместо того, чтобы давать смартфоны. Он подчеркнул, что если не реагировать на такие вызовы, то количество детей с отклонениями будет увеличиваться.

Книги же («бумажные») явно повышают умственные способности. Точно так же, как пробежка тренирует сердечно-сосудистую систему, регулярное чтение улучшает память (и не только). В журнале Review of Educational Research (RER) представлена работа ученых-психологов. Они проанализировали данные 25 научных статей, опубликованных в период с 2000 по 2022 год, в которых приняли участие около 470 тысяч участников из 30 стран. Ученые выяснили, что чтение печатных книг повышает способность детей понимать прочитанный текст, чего нельзя сказать об электронных книгах. Авторы подчеркнули, что педагогам и родителям следует поощрять учащихся, особенно младших классов, чаще читать в печатном виде, чем на цифровых устройствах. По данным издания Journal of Experimental Psychology: General (JEPG), подобная практика даёт человеку существенные когнитивные (умственные) бонусы. В рамках двух метаанализов исследователи проверили 200 научных работ, которые охватили опыт 41 000 человек. Итоги экспериментов гласят, что чтение художественной литературы и умственные способности имеют непосредственную связь. Так, книги дают умеренную положительную динамику на умственное развитие. Попутно читающий человек проявляет лучшие навыки в: 1) эмпатии; 2) ораторском искусстве; 3) способности связать понимание эмоций с точкой зрения других людей. Лучший эффект даёт повествовательный жанр, а вот просмотр видео такого развития не даёт.

Есть ли разница, как читать: с телефона или на бумаге? Мозг по-разному обрабатывает информацию с этих носителей. В интернете информация меняется быстро, поэтому цифровые медиа тренируют мозг обрабатывать информацию стремительнее, и при этом менее тщательно. То есть мы читаем быстро, но запоминаем меньше деталей — мозг работает не так интенсивно. К тому же дисплеи телефонов и планшетов мерцают с высокой частотой, и на экранах часто всплывает назойливая реклама. Мозгу приходится тратить энергию на обработку и фильтрацию этих данных — эффект от чтения снижается. Поэтому по возможности лучше отдавать предпочтение бумажным книгам, журналам или газетам. Во-первых, при чтении печатных изданий задействуются больше органов чувств — даже запах книги помогает лучше осмыслять текст. Во-вторых, важны тактильные ощущения от книги: руки чувствуют толщину оставшихся страниц, и это помогает мозгу лучше ощущать прогресс и запоминать прочитанное. Это подтверждает исследование норвежских учёных из Университета Ставангера: люди, которые читали детектив с экрана электронной книги, гораздо хуже справляются с пересказом сюжета и деталей, чем те, кто держал в руках печатное издание в мягкой обложке. О «другой психофизике» этого явления рассказывает доктор филологических наук Александр Дырдин из Ульяновска: «Чтение бумажного издания и его электронной версии — это совсем разное качество работы мозга. Чтение электронного текста имеет иные психофизические механизмы, и не может заменить те ценностно-эстетические начала, которые сопутствуют чтению печатного текста, восприятию образа книги, — поясняет он. — Результатом негативного отношения к печатным изданиям может стать потеря когнитивных, умственных способностей читателя, утрата эстетического вкуса. Перспектива отказа от печатной книги ведёт к разрушению личного сознания, отказу от самостоятельного мышления, в итоге — к деградации личности». Но речь тут не идёт о полном отказе от видео в пользу книги. Просто — каждому своё, то есть каждому средству сообщения информации своя область (применения-передачи этой информации). Комбинация звука, изображения, цвета, объёмности и прочее (т.е. видео) – это прекрасно, когда имеем дело с информацией более или менее динамичной, но НЕСЛОЖНОЙ. Когда же информация очень сложна, глубока, многогранно-многозначительна, то здесь обычная напечатанная страница куда нужнее, куда эффективнее. Вообще процесс впитывания серьёзных, глубоких вещей (обучение!) куда более эффективен при чтении, чем при слушании или восприятия с экрана.

«Книготерапия»: чтение книг снижает стресс и улучшает сон. Учёные из Университета Сассекса выяснили, что чтение эффективнее против хронического напряжения, чем чашка чая, прогулка и прослушивание музыки. Всего 6 минут литературы в день — и стресс может снизиться на 68%. Дело в том, что во время чтения мозг концентрируется на книге и отвлекается от тревожных мыслей — частота сердечных сокращений падает, мышечное напряжение проходит, а кортизола (гормона стресса) вырабатывается меньше. Причём подходит любое произведение: главное — чтобы оно было интересное и отвлекало от проблем. А ещё печатная книга — хороший аналог снотворному. К такому выводу пришли ирландские учёные. Они выяснили, что чтение в постели положительно влияет на качество сна: засыпать после книги становится легче, призналась почти половина опрошенных. А вот мобильные устройства в кровати, наоборот, ухудшают сон и повышают дневную сонливость. Экраны излучают синий свет, который ограничивает выработку мелатонина. Этот гормон отвечает за контроль цикла бодрствования и сна. Поэтому лучше читать литературу на бумаге, чем листать соцсети после заката.

Писать или «пальцем водить»? Поскольку цифровые устройства постепенно заменяют ручку и бумагу, ведение заметок от руки становится все более редким явлением в школах и университетах. Всё больше используют клавиатуру, поскольку зачастую это быстрее, чем писать от руки. Однако было обнаружено, что последнее улучшает точность правописания и память. Чтобы выяснить, приводит ли процесс написания букв от руки к бóльшей связности мозга, исследователи из Норвегии изучили основные нейронные сети, участвующие в обоих способах письма. При письме от руки модели взаимодействия мозга гораздо более сложные, чем при наборе текста на клавиатуре. Такая широко распространенная связь мозга имеет решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации и, следовательно, полезна для обучения. Исследователи собрали данные электроэнцефалограмм (ЭЭГ) у 36 студентов университета, которым неоднократно предлагалось написать или напечатать слово, появившееся на экране. При письме они использовали цифровую ручку и писали курсивом прямо на сенсорном экране. При наборе текста они нажимали клавиши на клавиатуре одним пальцем. ЭЭГ высокой плотности, которые измеряют электрическую активность мозга с помощью 256 небольших датчиков, вшитых в сетку и размещенных над головой, записывались в течение пяти секунд для каждой подсказки. Связность различных областей мозга увеличивалась, когда участники писали от руки, но не когда печатали. Результаты показывают, что визуальная информация и информация о движениях, полученная посредством точно контролируемых движений рук при использовании ручки, в значительной степени способствуют связям мозга, которые способствуют обучению. Различия в активности мозга связаны с тщательным формированием букв при письме от руки и более активным использованием органов чувств. Простое движение, состоящее в многократном ударе по клавише одним и тем же пальцем, менее стимулирует мозг. Полученные результаты объясняют, почему детям, которые научились писать и читать на планшете, может быть трудно различать буквы. Они буквально не ощутили своим телом, каково это — писать эти буквы. Специалисты подчеркивают необходимость дать учащимся возможность пользоваться ручками, а не заставлять их печатать во время урока. К словам специалистам уже прислушались отдельные чиновники. Полностью отказаться от использования в классе мобильных телефонов, включая учителей, призвал итальянский министр образования и заслуг Джузеппе Вальдитара, выступая в Риме на конференции «Искусственная школа — Эпоха эволюции и технологическая эволюция», где также объявлено о возвращении к бумажному дневнику для выполнения домашних заданий. «Прекратите использовать сотовые телефоны в классе, даже в образовательных целях, вплоть до средней школы (то есть речь идёт о младших классах), — заявил он. — Я подписал циркуляр, который запрещает использование мобильных телефонов в любых целях, включая образовательные, со следующего учебного года», — пояснил министр свою позицию, уточнив, что «это явно не означает использование планшета или компьютера, которыми необходимо пользоваться под руководством преподавателя». Валдитара также объявил о возвращении к бумажному дневнику для отметки домашних заданий. «Не умаляя того факта, что родителей по-прежнему будут уведомлять с помощью электронного реестра, я договорился, что на следующий учебный год и последующие годы вернется старый дневник, где ребёнок записывает ручкой, что ему нужно сделать, и свои домашнее задание». «Родитель сможет проверить, что покажет ему ребенок в дневнике, но мы должны снова приучить детей к письму, к взаимодействию с ручкой и с бумагой», — заключил он.

Безопасность. «Опасность цифрового следа заключается в том, что, проанализировав поведение пользователя, злоумышленник может скомпрометировать его перед коллегами, друзьями, банками. Поэтому очень важно следить за репутацией и отслеживать информацию по своим ФИО в интернете. При обнаружении компрометирующих сведений следует связаться с администратором ресурса, на котором они опубликованы», — отмечает эксперт Фомин. Эксперты рекомендуют для минимизации цифрового следа в сети не устанавливать множество расширений для браузеров, особенно из непроверенных источников. Кроме того, следует остерегаться общественных Wi-Fi-сетей, которые могут быть небезопасными, и избегать совершения важных онлайн-операций (например, платежей) через них (почти четверть опрошенных «Лабораторией Касперского» детей подключается к первым доступным точкам Wi-Fi). Основатель проекта CakesCats Антон Шустиков рассказал, что вопрос цифровой гигиены давно вышел на федеральный уровень. Так, при поддержке нацпроекта «Цифровая экономика» Минцифры РФ проходит Всероссийская олимпиада «Безопасный интернет». В конце прошлого года в ней приняли участие более 2 млн школьников. Олимпиада помогла детям сформировать необходимые навыки поведения, научиться безопасно проводить время в интернете и не стать жертвами злоумышленников.

А что в других странах? Новости от 21.11.2024 РБК Life

Правительство Австралии внесло в парламент законопроект, направленный на запрет социальных сетей для детей младше 16 лет, и предложило штрафы до $32 млн (3,2 млрд руб.) для платформ за систематические нарушения. Энтони Альбанезе, премьер-министр Австралии: «чрезмерное использование социальных сетей представляет опасность для физического и психического здоровья детей. При этом у них останется доступ к мессенджерам, онлайн-играм и ресурсам, связанным со здравоохранением и образованием». В случае принятия поправок у платформ будет один год, чтобы продумать, как реализовать возрастное ограничение. Ответственность за нарушение запрета будут нести социальные сети, штрафов для пользователей-детей не предусмотрено. Поясняется, что мера направлена на защиту молодых людей, а не на их наказание или изоляцию. Между тем ограничение, которое собирается ввести Австралия, станет одним из самых строгих из тех, что приняты в какой-либо из стран, отмечает Reuters.

Ещё о роли учителя, «живого» наставника. Академик Шамиль Алиев: «Очень важно, чтобы с юным человеком встретился взрослый или пожилой человек, увлечённый своим делом. Такая встреча может изменить всю его жизнь. Молодой ум подобен плодородной почве, на которой взойдёт то, что посеете. Посей любовь к звёздам – вырастет великий астроном, любовь к музыке – композитор, к цифрам – математик, к небу – лётчик. А если ничего не сеять, пустой такая почва не останется, только взойдут на ней волчцы да сорная трава». А ктó будет «сеять в молодом уме» любовь? Любовь к звёздам, к музыке, к цифрам, к небу? – Роботы из Интернета?…

Прогресс – не создание новых вещей и предметов: зданий повыше, мостов подлиннее, компьютеров побыстрее. Прогресс — это использование и обуздание науки и технологии ради того, чтобы сделать жизнь лучше. А «делать жизнь лучше» должны и будут сегодняшние школьники. Молодежи свойственны юношеский пыл, идеализм и любознательность. Но им надо дать хорошее образование, которое привьёт школьникам иммунитет против легковерия (против «сорной травы» в голове). Хорошее, высококачественное образование становится важнейшей составляющей будущих позитивных перемен, будущего прогресса. И дело учителей – дать детям такое высококачественное образование на основе научного мировоззрения. Что такое «научное мировоззрение»? — Постоянная возможность и готовность измениться к лучшему – вот основа научного мировоззрения. В политике и в религии менять свои взгляды – это риск и даже ересь. В науке отказаться от привычки, которая была с тобой десятилетиями, в ответ на новую информацию, на новые знания – значит проявить широту кругозора, без которой никакая наука невозможна. Широта кругозора – необходимое качество ученого-исследователя, ибо, чем больше мы знаем, тем больший объём неизвестного открывается перед нами, и тем больше вопросов мы задаем. Это качество есть у детей изначально – у них ведь не иссякает поток вопросов: «Что?», Как? и «Почему?». Задача учителя (всех взрослых) – не погубить это качество, а при возможности и развить. В детстве все мы бываем исключительно любознательны (ребёнок по натуре своей — исследователь), но, взрослея, теряем почему-то это свойство. Об этом печалился, на это сетовал ещё Абай – казахский мыслитель — в своё время: «Человек утверждается на земле, постигая тайны явлений природы или делая определенные предположения на этот счёт. Это отличает его от животного, выдает его душу, говорит о разделении разума и воли. Но почему, вырастая, мы теряем это высокое стремление познавать мир? Почему мы точно так же, как в детстве, не забываем о еде и сне, когда нас интересует что-то неизвестное? Почему не идём за теми, кто создаёт науку и открывает неведомое?», (Абай, «Слова назидания», Слово седьмое). Учитель знакомит учеников также и с научным методом познания. Научный метод предполагает следование такому алгоритму: наблюдение, гипотеза, эксперимент, сравнение результатов с ожиданиями, а потом – и это главное – всё то же самое ещё раз (и, возможно, не один раз). Только так можно решить проблемы субъективности человеческого разума, его несовершенства. Научный метод – это наша попытка как биологического вида выйти за свои неподатливые эволюционные границы. До сих пор на протяжении всей истории человечества все до единого чудеса, явления и даже ощущения, приписываемые религии, гораздо лучше и убедительнее объяснялись наукой. Сам Абай, человек глубоко и искренне верующий – сын своего века, — отводил науке высочайшее место в человеческой культуре: «…без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете. Без неё ничего не стóят ни молитвы ваши, ни посты, ни паломничества», (Абай, «Слова назидания», Слово десятое). Когда же имеющихся знаний недостаточно для того, чтобы получить ответы на новые вопросы, ученые используют критерий совместимости. Любая новая теория, которая распространяется за пределы известного, должна хотя бы в определенной степени основываться на текущих знаниях. Так, общая теория относительности Эйнштейна, описывающая гравитацию как искривление пространства-времени, сводится к более старой ньютоновской теории универсального притяжения в пределах слабых гравитационных полей. Нам не нужна теория Эйнштейна, чтобы запустить космический корабль на низкую орбиту, но при описании чёрных дыр без неё не обойтись.

Заключение, или «взрослые в интернете». Социальные сети сближают людей и в хорошем, и в плохом. Преимущественно в хорошем. Социальные сети и информационная открытость повышают этические стандарты. Признак такого повышения – это самопроизвольная выработка новых ритуалов публичной скорби. Присутствие в информационном пространстве накладывает на человека обязанность как-то выступить. И нас всех в той или иной степени это делает публичными фигурами. Теперь каждый гражданин, который зарегистрирован где бы то ни было, несёт те обязанности, которые раньше были присущи только послам, главам государств и лидерам религиозных конфессий. Ведь в прошлом только они могли публично высказываться о каком-то знáчимом событии. Сейчас люди становятся послами от самих себя. В своё время изобретение телеграфа, радио и телевидения дало надежду на то, что эти коммуникационные средства покончат с обособленностью людей и наведут мосты между народами. Однако, как заметил ещё Джон Адамс, политическая мудрость со временем, к несчастью, не возрастает даже при наличии постоянного научного и технического прогресса, и человечество неизменно наступает на те же надоедливые грабли, а новые изобретения зачастую увеличивают разобщенность людей. Дэниел Бурстин, ам.историк и публицист, назвал консерватизм политики и человеческой природы сутью «закона Адамса». Мнение Адамса Бурстин расширил своими соображениями, в частности, мыслью о том, что технологии, далёкие от удовлетворения потребностей человека и решения насущных проблем, создают новые надобности и расширяют проблемы. «Закон Бурстина» можно сформулировать так: остерегайтесь оптимизма в отношении социальной и политической пользы Интернета и СМИ, ибо в то время, как технологии прогрессируют, человеческая природа и суть политики остаются прежними. Хотя, в целом, если окинуть взглядом историю человечества, можно понять, что коммуникационные технологии способствуют развитию демократии. История двух последних столетий также подтверждает это. На протяжении двадцатого и нынешнего столетий гораздо больше людей, чем прежде, живёт по демократическим правилам, и достижению этого результата во многом способствовали новые коммуникационные технологии, облегчающие и стимулирующие двустороннюю связь.

А что дальше? Новости от 7 января 2024, Источник: Коммерсант-FM

Новое «определение» человека – «двуногое без перьев и с выходом в интернет». «Интернет тел» и для чего он нужен. Исследователи американского Purdue University заявили, что в ближайшие 15–20 лет может исчезнуть необходимость использовать смартфоны не только для выхода в интернет, но и для совершения многих ежедневных действий, таких как передача и сохранение файлов и других данных, оплата товаров и услуг, регулировка систем умного дома и т. п. Все это можно будет делать при помощи «интернета тел», который в последнее время активно развивается вместе с «интернетом вещей». Уже появилось и новое «определение» человека —  двуногое без перьев и с выходом в интернет. «Сейчас нашими воротами в интернет является маленькое устройство в наших руках. Мы всё время смотрим в эту коробочку, ходим с опущенными головами и тратим на это существенную часть нашего времени. Если мы не хотим такого будущего и дальше, нужно развивать технологии, — заявил на минувшей неделе доцент Purdue University Шрейяс Сен. — Вместо этого мы можем сделать так, что смартфоны можно будет разобрать на части, которые будут расположены в разных местах нашего тела. Только эти части будут настолько миниатюрны, что их нельзя будет увидеть невооруженным глазом». Исследователи отмечают, что такая «разборка смартфона на части», по сути, уже началась. Речь идет о носимых смарт-устройствах, которые взяли на себя часть функций смартфона. При помощи смарт-часов можно отвечать на звонки, читать сообщения, управлять плеером, узнавать погоду и т. п. Однако ключевой особенностью смартфона всё ещё остается экран, к которому человек и привязан. Лаборатория Шрейяса Сена разработала две экспериментальные системы, которые позволяют активнее использовать тело человека, все больше избавляясь от необходимости смартфона. Система под названием Wi-R создает внутри тела сигнал, при помощи которого могут соединяться между собой самые разные устройства, такие как смартфоны, ноутбуки, смарт-часы, инсулиновые помпы и другие мобильные или носимые устройства. Такой интернет можно раздавать и на устройства других людей, а также моментально подключать беспроводные наушники и другие периферийные мультимедийные приборы. А передать данные, например отправить файлы, фото-видео, можно просто дотронувшись рукой до другого человека. Другим изобретением лаборатории является особый мозговой имплант, который сможет отправлять команды буквально силой мысли, что расширяет возможности Wi-R, практически полностью устраняет необходимость использовать обычные мобильные устройства. Журнал Nature включил открытия Purdue University в число главных достижений компьютерного нейроинтерфейса — наряду с другими разработками в этой активно развивающейся области.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абай, «Слова назидания», (Алма-Ата, 1970)
  2. Умберто ЭКО, «Заклятие сатаны», (Москва, 2019)
  3. Михаил ВИЗЕЛЬ «СОЗДАТЕЛЬ», (Москва, 2023)
  4. Уильям БЕРНСТАЙН, «МАССМЕДИА с древнейших времен и до наших дней», (Москва, 2017)
  5. Майкл Бонд, «Путеводный нейрон», (Москва, 2022)
  6. Ханнс-Кристиан Гунга, «МОБИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗМА, на что способно наше тело в экстремальных условиях», (Москва, 2023)
  7. Эдвард Слингерленд, «И не пытайтесь», (Москва, 2017)
  8. Борис Стругацкий, «Из неопубликованного», (Москва, 2020)
  9. Катерина Шульман, «Практическая политология», (Москва, 2022)
  10.  Наталья Конрадова, «Археология русского интернета», (Москва, 2022)
  11.  Билл Най, «ВСЁ И РАЗУМ. Научное мышление для решения любых задач», (Москва, 2018)
  12.  Ася Казанцева, «В интернете кто-то неправ (научные исследования спорных вопросов)», Москва, 2022
  13.  http://runews24.ru/
To Top